Наш край начало

img

Семиречье (в дореволюционном административном разделении Семиреченская область) — географический район, включающий юго-восточную часть Казахстана и северный Киргизстан. Ограничено Семиречье на севере — озёрами Балхаш, Сасыколь и Алаколь; на востоке — хребтом Джунгарский Ала-Тау; на юге — хребтами северного Тянь-Шаня Терскей Ала-Тоо и Киргизский; на западе — реками Карабалта, Чу и озером Балхаш. Однако, границы эти условны. Семиречье в настоящее время расположено главным образом на территории Казахстана (Алматинская область, частично Жамбылская); верховья Или входят в составСиньцзян-Уйгурского автономного района Китая; часть Чуйской долины, входящей в расширенное историческое толкование Семиречья, входит в состав Киргизии.

По Р. И. Аболину (советский географ) Семиречье включает в себя часть Казахского мелкосопочника (возвышенность севернее озера Балхаш), всю степь Бетпакдалу и северный Тянь-Шань. То есть, полностью Джамбульскую (Тараз), Алматинскую и Талды-Курганскую области, часть Чимкентской, Джезказганской и Семипалатинской областей и северную Киргизию. А в справочнике «Географические названия СССР» за 1983 год говорится: «Семиречье — географическая область, лежащая к югу от озера Балхаш. Алма-Атинская область Казахской ССР», то есть Северная Киргизия уже не входит. Как видим, разночтение довольно значительное. Эта область могла бы быть названа не Семиречьем, а другим составным словом, в котором числительное было бы даже двузначным числом, потому что рек здесь гораздо больше. Но какие именно семь рек — мнения, как и относительно границ, также различны. В Алмате на фонтане, символизирующем Семиречье, были высечены названия семи рек: Или, Чу, Аксу, Каратал, Лепсы, Тентек и Коксу. В энциклопедии «Алма-Ата» читаем, что название Семиречье произошло от рек Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Баскан и Сарканд. В этой семёрке появились три новые реки, вытеснив три из списка, изображённого на фонтане. Как видим, и здесь существуют разночтения, несколько вариантов семи рек. Одни из этого перечня исключают самую южную реку Чу. Другие настаивают на включении в список самой северной реки района — Аягуз. Третьи считают только Или и впадающие в неё притоки: Чарын, Чилик, Тургень, Иссык, Талгар и Каскелен. И. Завалишин в работе «Описание Западной Сибири», повествуя о казахской степи, утверждал, что название «Семиречье» неправильно вообще, потому что собственно в Балхаш впадает шесть рек.

В I тысячелетии до н. э. на этой территории жили племена саков; во II веке до н. э. — V веке н. э. — усуни. В середине VI века н. э. здесь образовался Западно-Тюркский каганат, в VIII веке — государства тюргешей (до 758 года) и карлуков (766—940 годы). В конце X века Семиречье вошло в государство Караханидов, с 30-х годов XII века в — государство каракитаев. В начале XIII века территория завоёвана монголами Чингисхана. В XIV веке в результате распада Чагатайского улуса монголов здесь образовалось другое монгольское государство Могулистан.

В XV веке на землях Семиречья возникло Казахское ханство. Здесь обосновался казахский Старший жуз. В середине XIX века область вошла в состав Российской империи, осуществлялась славянская, главным образом казачья, колонизация региона. C 1867 года существовала Семиреченская область, в состав которой кроме собственно Семиречья входила Чуйская долина и горные регионы Тянь-Шаня.                                                                                                                                                             Название «Семиречье» появилось в 40-х годах XIX века, когда в этот край прибыли отряды Сибирского казачьего войска. Свыкшиеся с безводными, сухими степями Прииртышья, сибирские казаки были поражены обилием рек и речушек, спадающих с северных склонов Джунгарского Алатау и Кунгей Ала-Тоо. Поэтому и назвали вновь занятый край Семиречьем. Счастливой цифрой и в народном фольклоре означающей «много» — семь пядей во лбу; семеро одного не ждут; семь бед, один ответ и другие. Более основательно считается, что термин «Семиречье» в научный оборот ввёл русский географ А. Г. Влангали, описавший реки, впадающие в озеро Балхаш, в своём отчёте о путешествии в Семиречье и Джунгарский Алатау в 1849 — 51 годах. Версия, связанная с семью крупнейшими реками края, которые пришлось преодолевать русским войскам при их продвижении с северо-востока на юг, наиболее распространённая. Поэтому в этой версии отсутствует река Чу. Объясняют это тем, что до неё русские войска дошли гораздо позже, и первоначально Семиречьем назывался район лишь до реки Или. Остальная часть в российских источниках и документах называлась Зайлийским и Зачуйским районами. И только впоследствии район, именуемый Семиречьем, расширили до описанных выше границ. С 1867 года, когда была образована Семиреченская область, исчезают названия Аягузский округ, Заилийский и Зачуйский края. Остаётся одно название — Семиречье, присвоенное всему району, включённому в область. Но это одна из версий, связанная с продвижением русских в этот край. Подробное описание ей уделено потому, что она самая распространённая. Начнём с неточного перевода. Термин «Семиречье» — это или вольный перевод казахского названия региона «Джетысу», или неверное объяснение происхождения термина от количества рек, впадающих в Балхаш. «Су» по-казахски «вода». Значит, точный перевод «Семь Вод, Семиводье», иносказательно -«Многоводье». Сравните со сказочным русским «Беловодье». Ведь река по-казахски «озен» (или «ёзен» — первая буква отсутствует в русском алфавите (произносится, как Ё в слове «берёза»)), «речка — кишкене озен». Получается, что Семиречье — это вольный, поэтический перевод казахского Джетысу. У Балхаша, между реками Или и Каратал было урочище Семь Рек. Коль речь идёт о местном названии урочища, то, скорее всего, имеются в виду не реки, и даже не мелкие речки, а какие-то родники, ручьи или маленькие озёра. Возможно какое-то сочетание этих водных источников. «Семь Рек», то есть урочище богатое водой в засушливых казахских степях, почему его и выбрали для строительства султанской ставки. Урочище Семь Рек было известно русским ещё до прихода в Семиречье. В 1819 году султан Большой орды Суюк (Сюк) Аблайханов с территорией у восточного берега озера Балхаш принял подданство России. В ознаменование этого события указом Александра I (годы царствования 1801 — 25) повелевалось выстроить султану «Секе» дом и мечеть на берегу озера Балхаш в «урочище Семь Рек». Западно-Сибирский генерал-губернатор П. М. Капцевич письмом № 450 от 9 июня 1822 года поручал губернскому секретарю мулле Тасбулату Бекбулатову «отправиться к Семи Рекам к султанам Адилевым, кочующими за реками Коксу и Каратал» для переписи и приведения к присяге «вступающих с ними (султанами — Б. М.) в подданство Российское подчинённых их биев и киргизцев». А в донесении от 25 мая 1825 года сообщал об отправке отряда под командованием подполковника Шубина к султану «Сюку Аблайханову к урочищу Семиречен». [РГИА, ф. 1264, о. 1, д. 334, л. 3]. Отряд должен был следовать «по известному караванному направлению к Семи Речкам, находящимся от Семипалатинска в 600 верстах» [Там же, л. 9]. Б. Броневский в «Записках о киргиз-кайсаках Средней орды» в 1830 году писал: «Большой орды киргизы, кочующие на урочище Семи Рек, около озера Балхаш с прилежанием занимаются земледелием».1354844254_getimage-17 (1)1354844229_recoverd_jpg_file10101354844172_dscf8501 Семиреченское казачье войско появилось на свет на пике территориальной экспансии Российской империи в Средней Азии. В 1864 году русскими войсками генерала Черняева был взят Чимкент, в 1865-м — Ташкент, в 1866-м — Ходжент и Джизак, в 1868-м — Самарканд. В том же 1868 году Кокандское ханство фактически попало в зависимость от России, которая вышла непосредственно к границам китайских владений. Киргизские и казахские племена, подчиненные ханству, начали переходить в российское подданство еще раньше, и в 1867 году, вслед за Туркестанской — в составе Туркестанского генерал-губернаторства — была образована Семиреченская область (ныне это территория Киргизии и Казахстана). А заодно с ней и одноименное казачье войско, для чего из Сибирского казачьего войска были выделены 9-й и 10-й полковые округа. Первым атаманом Семиреченского казачьего войска стал Герасим Колпаковский. Семиреченским казакам были дарованы все права и привилегии сибирских казаков.

Семиреченские казаки участвовали в Хивинском походе 1873 года, Кокандских походах 1875 и 1876 годов, Первой мировой войне. Что касается отношений с местным населением, которое на протяжении всего периода с середины XIX века до революции 1917 года периодически бунтовало, то, как писали «Донские областные ведомости» в 1913 году, «казаки как-то умели ужиться с кочевниками и даже с некоторыми побрататься и породниться; вероятно поэтому боявшиеся и ненавидевшие ‘руссов’ азиаты относились с большим уважением к казакам, несмотря на отобранную землю и нарушения юридических и общественных прав завоевателями».

К 1916 году казачье население Семиречья составляло более 45 тысяч человек. Если первоначально войско состояло из сибиряков, то со временем оно стало пополняться кубанцами, донцами и яицкими казаками, которые приезжали в Семиречье осваивать новые земли, охранять торговые пути из Китая и держать в покорности местное население. Революцию местные казаки встретили еще более враждебно, чем прочие представители этого сословия. Интересно, что самым известным атаманом, чья деятельность была связана с Семиречьем, является Борис Анненков — он же Черный барон, прозванный так за жестокость, проявленную по отношению к большевикам и тем, кто им сочувствовал. Вот только Анненков был атаманом Сибирского войска, просто действовал на территории Семиречья, а основу его армии составляли местные казаки. Они продолжали борьбу с большевиками до последнего — всполохи Гражданской войны затихли здесь только после 1922 года.

С окончанием войны большинство семиреченских казаков бежало в Китай, где они основали русскую общину. Последний атаман войска, Александр Ионов, после Китая попал в Новую Зеландию, затем жил в Канаде и в США, где и скончался в 1950 году (Анненкова из Китая выкрали чекисты, и в 1927 году он был расстрелян). Оставшиеся казаки были подвергнуты репрессиям (приказ о ликвидации Семиреченского казачьего войска был издан еще 3 июня 1918 года, впоследствии сам термин «семиреченский казак» был выведен из обращения, от чего убереглись, например, донские или кубанские казаки), частично — мобилизованы на борьбу с басмачеством и расселены подальше от своих станиц. Те, кто пережил 20-30-е, постепенно смешались с прочим русско-, а зачастую и нерусскоязычным населением, чтобы напомнить о себе только в 1990-м..